В рамках рубрики #знайнаших мы посетили тренировку танцевальной группы, занимающейся под руководством заслуженных тренеров России Александра Васильевича Свинина и Ирины Владимировны Жук в ледовом дворце «Мечта». Запечатлели моменты тренировочного процесса и пообщались с тренерами о прошедшем сборе в Новогорске, настрое спортсменов на новый сезон, постановке программ и многом другом.
В июне у вас прошёл сбор в Новогорске. Как оцениваете прошедший сбор?
Александр Свинин: Сбор прошёл очень хорошо и позитивно. Мы довольны, потому что сделали по плану всё, что хотели. Слава богу, все ребята здоровы, без травм. Мы совмещали сбор с группой Алексея Горшкова, была здоровая конкуренция.
Ирина Жук: Оцениваем очень положительно, поработали в спарринге.
Как распределяются обязанности в вашем тренерском коллективе? Кто за какой аспект отвечает?
Ирина Жук: При необходимости мы разделяемся на тренировках, то есть каждый тренер работает с каждой парой отдельно. Если нужно, мы все вместе объединяемся и работаем с одной парой. За постановки больше отвечаю я. Александр корректирует, предлагает какие-то вещи, говорит, что нравится, что не нравится. Музыка полностью на нём, он выбирает её, компонует. Анастасия Шпилевая, наш второй тренер, работает буквально над всем: чистит программы, занимается техникой. С младшими спортсменами на льду занимается Александр Вахнов. Но мы все трудимся сообща, не могу сказать, что кто-то из нас отвечает только за один аспект и больше никуда не влезает. Мы разносторонние.
Александр Свинин: Да, у нас команда. Музыку мы выбираем вместе, элементы в программах создаём вместе.
Работаете ли вы, например, с акробатами или бальниками?
Александр Свинин: Да, с нами работает акробат Константин Самойлов, чемпион мира. Также в нашей команде есть бальница Ирина Шалыгина, очень известный хореограф. Сейчас спорт идёт вперед, одному очень сложно работать, поэтому мы приглашаем как можно больше специалистов, которые нам помогают. Разумеется, бальники лучше знают танцы, акробаты могут придумывать поддержки. Ещё у нас есть прекрасный тренер по ОФП, очень хорошо знающий своё дело – Михаил Панарин.
Ирина Жук: Также с нами работает Вячеслав Малыгин, он ведёт йогу, танцы и классическую хореографию.
Сколько дуэтов у вас тренируются? Сколько существует групп?
Ирина Жук: Всего у нас десять дуэтов, они делятся на две группы: старшую и младшую. Старшие — это основные пары, то есть две взрослые пары Софья Леонтьева/Даниил Горелкин, Милана Кузьмина/Дмитрий Студеникин и первая юниорская пара Зоя Пестова/Сергей Лагутов. Иногда мы берём на старший лёд кого-то из младшей группы, ребят, которые уже подрастают, например, Евдокию Крючкову/Артёма Мякишева.
Александр Свинин: Если надо что-то отработать, мы можем тех же Леонтьеву/Горелкина взять на младший лёд и там с ними заниматься, но это уже зависит от ситуации.
Какие требования должны неукоснительно соблюдаться спортсменами вашей группы?
Ирина Жук: Доверие к тренеру и режим.
Александр Свинин: Дисциплина очень важна. Мы, конечно, не запрещаем всё, но какие-то моменты они должны знать и должны их исполнять.
Чему в первую очередь важно научить юных танцоров на льду, которые только перешли в этот вид фигурного катания?
Ирина Жук: Трудолюбию, умению выдерживать рутину, потому что мы делаем очень много повторов. Нужно иметь терпение и тренерам, и спортсменам.
Александр Свинин: Если в танцы приходит человек, который раньше никогда не катался в паре, а это обычно спортсмены, перешедшие из одиночного катания, то надо его предупредить, что танцы – это немножко другая работа, потому что теперь из команды, в которой был только он, он превращается в команду, состоящую из двух человек. Они должны делать всё вместе.
Взаимоотношения в паре – сложный процесс. Как тренеры реагируют на возникающие недопонимания?
Ирина Жук: Не позволяем конфликтовать вообще. И старшим, и младшим. Просто не позволяем.
Принято считать, что конкуренция в группе – двигатель прогресса. Вы согласны с этим, или у ежедневной конкуренции на тренировках есть и минусы?
Ирина Жук: Я согласна. Минус только в том, что не все спортсмены выдерживают эту конкуренцию.
Александр Свинин: Просто тут надо правильно направить спортсмена, потому что бывают моменты, когда спортсмены высокого класса не выдерживают такую конкуренцию. Конечно, намного проще быть на льду одному, когда с тобой работают все тренеры. А если другая пара «поджимает» снизу – это волнительно, это стрессовая ситуация. Но эта стрессовая ситуация всегда помогает в соревнованиях, поэтому конкуренция – это всегда очень хорошо.
Какую роль занимают родители в тренировочном процессе?
Ирина Жук: Мы счастливы, когда они помогают. Они должны помогать, но не мешать.
Александр Свинин: Родители – это вообще очень важный вопрос. Многие родители полностью посвящают себя своим детям и их спортивной жизни, так же, как мама Иры, которая всегда ездила с ней, меняла города и так далее. Для родителей их ребёнок – это самое главное. Конечно, мы благодарны, что они заботятся и помогают. Это очень важно для всех нас, важно для победы.
Что вы думаете о теме ритм-танца на будущий сезон? Интересно было искать музыку для новых программ?
Ирина Жук: Выбирать было интересно. Музыки очень много, но выбрать так, чтобы было «вау» и подходило спортсменам, оказалось непросто. Мы достаточно много времени потратили на это. С основными парами уже определились по музыке, осталось подобрать младшим дуэтам.
Александр Свинин: Музыка 90-х весёленькая, думаю, что программы будут интересными.
Вы ставите программы до или после отпуска?
Ирина Жук: Как правило, произвольные программы мы стараемся всем поставить до отпуска. После отпуска ставим ритмические танцы, чтобы немножко отдохнуть. И ждём, пока выйдут окончательные правила ISU.
Сколько нужно времени, чтобы «вкатать» программу? Возможно ли в принципе вкатать программу до идеала?
Ирина Жук: Все по-разному вкатывают, это зависит от уровня спортсмена. Вкатать до идеала… Я мечтаю когда-нибудь на соревнованиях увидеть идеальный прокат. Пока ещё не было такого, всегда есть, к чему придраться.
Александр Свинин: Даже у самых сильных пар можно найти моменты, которые можно было бы сделать лучше. Потому что идеальный прокат – это точка, к которой все стремятся.
Часто ли спортсмены подходят к вам со своими идеями образов и музыки? За кем последнее слово?
Ирина Жук: Да, подходят, мы положительно относимся, но всё равно все вместе обсуждаем и приходим к общему мнению.
Александр Свинин: Последнее слово за нами, потому что у нас всё-таки больше опыта. А вообще мы очень это приветствуем и всегда им говорим, чтобы они подбирали музыку. Это общая работа.
Важно ли, на ваш взгляд, ставить спортсменам программы в разных стилях, пробовать новое каждый сезон? Или лучше выбрать дуэту подходящий образ, придерживаться его из года в год и не рисковать?
Ирина Жук: Важно рисковать и пробовать в разных стилях.
Александр Свинин: Да, особенно важно пробовать разное на молодых спортсменах, чтобы они учились катать различные стили. Но, конечно, если в сезоне будут Олимпийские игры, и ты знаешь, что пара, которая там будет участвовать, должна занимать ведущие места, однозначно надо брать стиль, который им подходит. Тут риска уже не должно быть.
Как и когда происходит выбор костюмов к новым программам?
Ирина Жук: Сразу же, как ставится программа. Иногда даже бывает, что с музыкой определяемся, и спортсмены уже начинают думать, отправлять художникам идеи. Мы всегда смотрим эскизы, обязательно корректируем. К сожалению, бывает так, что костюм сошьют, а он не подходит.
Александр Свинин: И мы, и спортсмены смотрим много разных вариантов в интернете. Действительно, иногда бывает эскиз очень красивый, а на льду выглядит по-другому. Приходится переделывать.
Насколько тяжело в танцах на льду нарабатывается качество?
Ирина Жук: Часами, годами. Это очень сложно. Скатанность и матёрость приходят уже с возрастом. Опять же, всё зависит от самих ребят, от их взаимоотношений в паре, как они договариваются, как они друг друга слышат. Это непросто. Поэтому в танцах в детском возрасте выиграть невозможно.
Высококлассный танцевальный дуэт – он какой?
Ирина Жук: Все звёзды должны сойтись. Талант, красота, характер, трудолюбие, удача – всё, в общем. А ещё есть Господь Бог, который рулит оттуда.
Александр Свинин: Самое важное, чтобы человек хорошо стоял на коньках, но ещё есть множество нюансов, которые отличают олимпийских чемпионов от всех остальных: насколько партнёры понимают друг друга, насколько они понимают характер танца, насколько они чувствуют музыку, насколько они под эту музыку умеют кататься. Вот когда это всё складывается…
Ирина Жук: Иногда таким спортсменам мешают амбиции, иногда мешает просто какая-то корона на голове. Они не хотят услышать то, что им говорят. Это болезнь топовых пар. Надо уметь опуститься на землю, уметь работать, а не останавливаться. Это очень важно.
Над какими элементами больше всего любят работать современные спортсмены?
Александр Свинин: У всех по-разному.
Ирина Жук: Твизлы, наверное. Мы с утра до ночи крутим твизлы, придумываем много упражнений. Они все больше всего боятся твизлов.
Говорят же, что твизлы – это как прыжки в одиночном катании?
Ирина Жук: Да, потому что любая малейшая неточность, и ты будешь лежать на льду.
Возможно ли оценить потенциал пары и примерный результат, которого они могут достигнуть, только поставив ребят в пару?
Ирина Жук: Невозможно, я не верю людям, которые говорят: «вот они точно будут чемпионами!». Девочка может вырасти, поправиться, мальчик может не вырасти, они могут не сойтись характерами, родители могут поссориться – миллион причин.
Александр Свинин: Но всё равно мы стараемся, когда появляется пара, потенциально смотреть, насколько они технически друг другу подходят.
Ирина Жук: Вешать лапшу на уши мы не любим. Мы говорим, что будем делать максимум для пары и доведём их до их максимального уровня, а максимальный уровень у каждого человека свой.
Александр Свинин: Так как мы работаем на результат, мы стараемся держать планку, то есть стараемся сделать из всех чемпионов, а там уже всё зависит от спортсмена, как он будет работать.
Обычно спортсмены говорят, что приехали на соревнования не за медалью, а за чистыми прокатами, также хотят показать свой максимум на данный момент. А тренеры?
Ирина Жук: Спортсмены лукавят, потому что они всё равно думают о местах, как и тренеры. Я думаю, что все говорят одно и то же, но на самом деле думают, что было бы хорошо, если бы они были первыми.
Александр Свинин: Понятно, что, если ты чисто откатаешь, оценки будут большие.
Ирина Жук: Не факт, могут и найти какие-то технические ошибки.
На ваш взгляд, лучше золотая медаль с ошибками или чистые прокаты без медали?
Ирина Жук: Золотая медаль с ошибками, мне кажется, это любой нормальный тренер скажет. Со временем забывается, как это было достигнуто, а результат остаётся.
Александр Свинин: Есть такое выражение: «посмотрите на табло». И когда на это табло через несколько лет смотрят, видят, кто был первый, а нюансы никто не помнит. Конечно, хочется, чтобы было всё честно и правильно. Но иногда бывает так, что у дуэта была ошибка, но они настолько хорошо сделали всё остальное и смотрелись настолько сильнее соперников, что эта ошибка им прощается.
Ирина Жук: Мы, конечно, мечтаем, чтобы и безошибочно катали, и первое место занимали.
Как спортсмены должны выступить на соревнованиях, чтобы тренерский штаб остался на сто процентов доволен прокатом?
Ирина Жук: Показать то, что они наработали. Мы с Сашей всегда просто счастливы, когда видим результат нашего труда, когда спортсмены выходят и показывают. Очень обидно, когда не показывают, мы расстраиваемся, начинаем в себе копаться тоже, может, мы что-то не так сделали. Поэтому самое классное, когда на соревнованиях видна проделанная работа.
Каждый танцор на льду знает, как сделать скобу, твизл, моухок и так далее. Почему на соревнованиях это не всегда получается?
Александр Свинин: Конечно, они все умеют делать эти элементы, кто-то хуже, кто-то лучше. Но соревнования всё-таки отличаются от тренировок. Опять же, есть такое выражение: «чемпион тренировок», когда спортсмен на тренировках делает чудеса и, может быть, кроме него, такого никто и не сделает. На соревнованиях присутствует стресс, спортсмены волнуются. Но это нормально, надо готовить спортсменов именно к соревнованиям. Мало просто красиво кататься и показывать это только на тренировках.
Ирина Жук: Поэтому нужен соревновательный опыт, без него никуда. Невозможно тренироваться круглые сутки, а потом вдруг выйти и выстрелить на соревнованиях. У нас есть три стадии. Первая, когда катают кусками – здорово, вообще все всё делают. Вторая – прокат на тренировках, это уже тяжело, а третья – прокат на соревнованиях, это ещё сложнее, это большая работа.
Что больше стимулирует к работе – победа или поражение?
Ирина Жук: Победа. Для меня победа.
Александр Свинин: Я считаю, что всё зависит от человека. Конечно, победы очень стимулируют, ты становишься увереннее. Человек выигрывает соревнования и думает, что он очень классный. Но тут есть опасность, что он успокаивается этим. Тем более, если это происходит не в конце сезона, а в середине. Он успокаивается, а другой человек, который проиграл, наоборот думает, что может лучше, потому что не показал всего, что мог. На следующих соревнованиях они могут поменяться местами. Один успокоился, а другой мотивирован на то, чтобы выиграть.
Как мотивировать спортсменов работать, когда у них что-то не получается?
Александр Свинин: Конфетку даю.
Ирина Жук: Кнут и пряник – это самое лучшее выражение.
Александр Свинин: У всех по-разному, к одному надо подойти так, к другому иначе. Главное, чтобы результат был хороший.
Что вы считаете самым сложным в вашей работе? А что нравится больше всего?
Ирина Жук: Мне больше всего нравится ставить. Я люблю постановки, хотя всегда очень волнуюсь. Но когда получается, и это уже становится видно, для меня это кайф.
Александр Свинин: Самым сложным я считаю довести спортсмена до победы. Тут совокупность всего: правильно найти музыку, правильно сделать постановку, правильно выкатать, чтобы спортсмен это всё смог исполнить. Это рутинная и сложная работа.
Ирина Жук: Для меня самое сложное – сдержаться: мне хочется тут и сразу и, чтобы было идеально.
Что есть такого в танцах на льду, чего нет в других видах фигурного катания?
Ирина Жук: Мягкое и красивое скольжение, чувство музыки, душевность. Всё равно два человека покажут больше душевности, чем один.
Александр Свинин: Только в танцах есть обязательные танцы. А ещё в танцах есть немного забытая отличительная черта, которую тем не менее все делают – это танцевальность. И отношения в танцах совершенно другие: я бы сказал, даже не спортивные.
Как вы считаете, в каком ключе будут развиваться танцы на льду в перспективе?
Александр Свинин: Мы надеемся, что будет больше возможности показывать именно танцевальность. Сейчас огромное количество правил, которые направлены на то, чтобы правильно сделать элементы, входящие в программу.
Ирина Жук: Очень много элементов, это мешает танцевать.
Александр Свинин: В то же время Международный союз конькобежцев требует именно танцевальность, но танцевальность уже некуда вставлять, потому что не успеваешь между элементами. Мне кажется, ISU сейчас как раз стремится немножко повернуться к этому.
Скоро состоятся контрольные прокаты у юниоров, затем Первенство Москвы и контрольные прокаты у взрослых, вы уже готовитесь к этим мероприятиям?
Ирина Жук: Конечно, мне кажется, мы и не заканчивали готовиться.
Александр Свинин: Да, у нас только заканчивается один сезон, а мы уже готовимся к следующему.
Как дела у входящих в резерв сборной России Софьи Леонтьевой/Даниила Горелкина, Миланы Кузьминой/Дмитрия Студеникина и входящих в основу юниорской сборной страны Зои Пестовой и Сергея Лагутова? С каким настроем ребята готовятся к новому сезону?
Ирина Жук: У всех дела хорошо, они все очень мотивированные. Нам не приходится их подгонять, заставлять работать.
Александр Свинин: Главное, что нет травм.
Ирина Жук: Мне кажется, что интересные программы получаются в этом году. Посмотрим, конечно, так заранее нельзя говорить. Старались сделать разные программы. Мы всегда этим отличались, у нас нет шаблона. Конечно, они все повзрослели. Ребята классные, хорошие по характеру, они все вместе ещё катаются. Мы их любим.
Александр Свинин: Мы довольны их работой. Как мы уже говорили, довольны сбором в Новогорске, который прошёл по плану. Приходили специалисты, увидели какие-то части программ, вроде всем нравилось.
Какие чувства вы испытываете, когда начинается новый сезон?
Ирина Жук: Что у нас всё получится, что он будет лучше, чем предыдущий. И волнуемся, конечно.
Александр Свинин: Пока мы не показали новые программы, чувство волнения присутствует, так всегда в каждом новом сезоне. Это можно сравнить с выходом на сцену, ты не знаешь, как тебя примут.
Ирина Жук: У нас как в театре – премьера.
Александр Свинин: Конечно, мы встречаем каждый сезон с интересом.
Какие цели ставите на новый сезон 2025/2026?
Ирина Жук: Чтобы он был лучше по результатам и по катанию, чем прошлый.
Александр Свинин: Мне всегда очень волнительно говорить на будущее. Конечно, мы готовим всех, настраиваем их на то, чтобы они катались хорошо. Самое главное, чтобы был прогресс по сравнению с предыдущими годами.
Автор: Вероника Андреева
Фото: Александр Виноградов
(Московская академия фигурного катания на коньках)