Версия для людей с ограниченными возможностями
image
imageimage
Назад в Новости /

#ЗНАЙНАШИХ - Большое интервью - группа Анжелики Крыловой

news
#ЗНАЙНАШИХ - Большое интервью - группа Анжелики Крыловой
«Чем я себя мотивирую? Наверное, тем, что я очень сильно это люблю. Я с утра встаю и уже хочу идти на работу»

В рамках рубрики #знайнаших мы побывали в ледовом дворце «Кристалл» и пообщались с Анжеликой Алексеевной Крыловой о растущей популярности танцев на льду, теме ритм-танца в сезоне 2025/2026, постановке программ, выборе костюмов, различии танцев в зале и на льду, мотивации, целях на новый сезон и многом другом.

IMG_7362!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.JPG

Анжелика Алексеевна, в вашей группе тренируется большое число дуэтов, выступающих по разным разрядам. Как вы успеваете уделить внимание каждому?

В моей команде тренируются столько пар, на сколько я могу распределить своё время и силы на каждого из них. Каждый тренер моей команды работает слаженно и чётко. Процесс тренировок и результат зависит от взаимопонимания, коммуникации и профессионализма лидера команды.

Какие специалисты работают в вашей команде и за какой аспект отвечает каждый из них?

В нашей команде много специалистов. Я работаю с хореографом Капрановой Аллой Викторовной. Это легендарный хореограф, заслуженный тренер России. Для нашей группы огромная честь, что она согласилась с нами работать. В постановочный период приезжает Максим Ставиский и занимается программами. Людмила Алексеева, Влада Павленина, Григорий Якушев, Григорий Смирнов – это мои молодые тренеры, которыми я очень довольна, они мне ежедневно очень сильно помогают. Мне нравится работать с молодыми тренерами и воспитывать их под свою систему танцев на льду. Сейчас в нашей команде очень хорошее взаимопонимание. Юлия Горюнова отвечает за хореографию, Семён Семёнов – за ОФП, Юрий Тюкин занимается со спортсменами акробатикой, Андрей танцует с ребятами в зале. С Андреем мы начали работать недавно, мне его посоветовали. Я очень рада, что он может приезжать, потому что он сильно занят. Ребятам очень нравится, они разряжаются и в то же время двигают телом, чувствуют тело – это здорово. Я пытаюсь их развивать очень разносторонне. Мы ходили на Тодес, будем с акробатами Тодеса работать тоже. Я стараюсь привлекать самых лучших специалистов для работы с моими парами. Для меня большое удовольствие и радость видеть развитие ребят в разных сферах.

IMG_4983.JPG
IMG_4276.JPG
IMG_4996.JPG
IMG_6443.JPG
В социальных сетях ваши спортсмены часто выкладывают видео, где все вместе танцуют в зале. Насколько важно для танцоров на льду танцевать не только на льду?

Очень важно танцевать в зале, мы же танцами на льду занимаемся. Мы должны уметь танцевать в разных стилях. Надо и с бальниками работать – это нужно для контакта в паре. Современные танцы сейчас очень популярны, тем более у нас уже три года в ритм-танце современные танцы. И как без них? Мы должны уметь танцевать, поэтому я считаю, что это очень важно, но на льду намного сложнее станцевать такие танцы. В зале ты стоишь на двух ногах в основном и нет такой координации, а на льду надо ещё кататься, двигаться, поворачиваться с партнёром, взаимодействовать, это двойная нагрузка, это сложно.

Бывает ли такое, что спортсмен отлично танцует в зале, а на льду абсолютно непластичный?

Если спортсмен хорошо двигается в зале – это большой плюс, но на льду намного сложнее координация и баланс. Поэтому не всегда сразу достигается результат. Всё возможно при ежедневной работе и желании спортсмена. Работа в зале очень важна, ребята видят себя в зеркало, свою эстетику, музыкальность, линии и исправляют ошибки быстрее, чем, когда они себя не видят. Поэтому я люблю много работать с видео над программами и, конечно, над техникой.

Все тренеры единогласно говорят, что конкуренция в группе – двигатель прогресса для спортсменов. А как комфортнее работать вам: когда можно сконцентрироваться на подготовке одного-двух дуэтов или когда в группе много конкурирующих пар?

Зависит от периода. В постановочный период, конечно, лучше сконцентрироваться на одной паре, это удобнее и быстрее. А когда все программы уже поставлены, спортсмены любят тренироваться не по одному, им как-то грустно, когда одна-две пары, они любят соперничать на тренировках. Я считаю, что это их подстёгивает, они смотрят друг на друга и, естественно, прогрессируют. Я сама была в такой ситуации, когда мы тренировались с непосредственными нашими соперниками, от этого может появляться такая небольшая нервозность и ревность к тренеру, но тем не менее это всё равно прогресс.

IMG_5866.JPG

Сколько дуэтов тренируются в вашей группе? Сколько существует групп?

Две группы: мастерская и юниорская. У меня пять мастерских пар, пять юниорских пар и несколько пар, выступающих по первому и второму спортивным разрядам.

Где у вас проходят летние сборы?

Само слово «сборы» ассоциируется с выездом куда-то, со сменой площадки, со сменой локации. Я очень давно думаю провести сбор, но никак не проведу. Из-за чего сборы проводятся? Из-за того, что нет льда, лёд топят, то есть какие-то условия тебя вынуждают ехать на сборы. Некоторые ездят на сборы просто, чтобы отвлечь спортсменов, отвлечься самим. Мне так здесь нравится, что я не хочу никаких сборов, у нас есть все условия. Я считаю, что отдыха, который спортсмены проводят со своими семьями, достаточно, чтобы развеяться.

То есть у вас сейчас тренировочный процесс, как и в любой другой месяц?

Да, у нас нет ничего необычного. Мы также приглашаем специалистов. Недавно к нам из Санкт-Петербурга приезжала Елизавета Навиславская. Я просто в полном восторге от неё. Я совершенно случайно увидела в социальных сетях, как она ведёт мастер-класс с детьми, меня это так заворожило, и я сама ей позвонила. Она даже удивилась, как я её нашла. Елизавета согласилась приехать, и теперь мы с ней контактируем и будем дальше работать, я хочу продолжать с ней сотрудничество. Может быть, до прокатов она ещё раз сможет приехать. Я счастлива была с ней познакомиться и рада, что ей понравилось у нас.

IMG_5990.JPG

В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего переходить в танцы на льду?

Я не считаю, что очень рано, хотя сейчас стараются переходить рано, в восемь-девять лет. Некоторые приходят очень поздно, для девочек в четырнадцать – это, конечно, поздновато, это уже юниорский уровень. Девочкам лучше начинать тренировки в танцах на льду с двенадцати лет. Мальчиков в тринадцать-четырнадцать лет просматриваю, они у нас на вес золота.

То есть первый/второй спортивный разряд?

Да, второй, потому что по третьему спортивному я пыталась что-то делать, но очень мало соревнований проходит по этому разряду. Когда ко мне приходят с первым юношеским, я рекомендую, чтобы сдавали третий спортивный разряд в одиночном катании и потом приходили в танцы.

Чему в первую очередь важно научить юных танцоров на льду?

Я люблю, когда на тренировке ребята аккуратно одеты, причёсаны и не растрёпаны, когда нет ничего лишнего, нет балахонов. Легче корректировать ошибки, когда видны колени и тело. Важно, чтобы они не опаздывали на тренировки, были собраны именно головой и готовы работать. Нужно время, чтобы втянуться в тренировочный процесс, а льда не так много, надо быстрее реагировать. Но это дети, я понимаю, они хотят поиграть. Это если про младших говорить, хотя старшие-то иногда не готовы. Старшие устают, у них бывают травмы. Я не особо давлю, не скажу, что я такая. Да, мне не нравится халтура, когда вижу, что люди недорабатывают. Я не люблю на тренировках терять время, чтобы они проходили ни о чём. За день они должны сделать хотя бы что-то, что двигало бы их вперёд. В общем, важно, чтобы они были дисциплинированы, чтобы слушали и были готовы работать. Потому что работа очень тяжёлая. Работа ежедневная, монотонная, иногда слёзы, иногда радости, мы как семья здесь живём.

IMG_6718.JPG

По каким критериям вы создаёте новую пару?

Первое – это антропометрические критерии, то есть параметры, длина ног, тела, потом возраст и разряд, также важна техника и то, как они чувствуют друг друга на льду. А потом уже начинается характер, они сначала встают в пару, катаются первую неделю, всё хорошо, а дальше начинается… Тут неудобно, там неудобно, смогут ли они друг с другом общаться. Общение – это очень важно в паре. Некоторые встают в пару, а потом говорят, что вместе кататься не могут, потому что один другого обзывает, куда-то там дёргает, приходится мирить, но иногда это не получается, и пара просто распадается. Здесь ещё и родители очень влияют.

Родители могут присутствовать на тренировках?

Да, у нас здесь всё открыто. Я люблю пускать родителей на тренировки. Они сидят, но, когда излишне сидят, тоже плохо. Я просто смотрю по детям, как они реагируют на родителей. Иногда их надо пригласить, потому что они больше стараются для родителей. Для меня это не проблема, я нормально общаюсь с родителями, просто я не хочу с ними очень много общаться, когда прихожу домой, потому что пар много и, следовательно, родителей много.

Есть конец рабочего дня в конце концов…

У меня его нет, потому что я прихожу домой и начинаю заниматься музыкой, костюмами, организационной работой и так далее. Ну, работа у нас такая, мы это выбрали, мы это любим, это наша жизнь.

IMG_6502.JPG

Взаимоотношения в паре – сложный процесс. Как тренеры реагируют на возникающие недопонимания?

Естественно, разрешаем конфликты. Когда дети маленькие, я приглашаю и родителей, когда уже взрослые люди, стараемся сами решать конфликты.

Возможно ли в танцах на льду за год воспитать пару, которая будет готова побеждать?

В танцах это очень сложно, потому что есть какой-никакой рейтинг, сейчас очень много пар. Конечно, есть такие самородки, но всё равно в первый год очень сложно победить. Я считаю, что две пары, которые тренируются у меня – это Пасечник/Чиризано и Кагановская/Некрасов – показали замечательный результат для первого сезона. Да, они боролись за тройку, но тройки в первом сезоне быть и не могло, всё было по-честному.

В нашем виде фигурного катания всё-таки нужно время. Мы намного больше времени должны проводить на льду, чем парники и одиночники. Мы должны всё отрабатывать, для нас каждый шаг важен, каждый элемент. Тренер должен придумать и разложить каждой паре программы с нуля, выбрать музыку, костюмы. Это колоссальная работа, которую я провожу дома. Я прихожу уже готовая к тренировке, и знаю, что хочу сделать. Наверное, всё идёт от лидера. Если я знаю, что я хочу, то и спортсмены, и тренеры собраны и понимают, кто что делает.

Скатанная пара – это какая?

Скатанная пара набирает скорость без видимых усилий, и ты не видишь, что им тяжело, вот к этому я стремлюсь. Мне кажется, в этом и есть скатанность. Естественно, в исполнении элементов: это лёгкость входов, выходов, трюковых моментов в поддержках. Во всём должна быть лёгкость.

В августе пройдут контрольные прокаты юниорской сборной России в Новогорске, в начале сентября состоится Первенство Москвы, в сентябре – контрольные прокаты сборной России в Санкт-Петербурге. Какие ваши дуэты готовятся там выступить?

Пасечник/Чиризано, Кагановская/Некрасов – основной состав сборной России. Коломенская/Фролов, Шинкаренко/Антонов – скатанные пары, которые выступали на Гран-при в прошлом сезоне, но они не в сборной. У нас появилась новая пара – Савкина/Грачёв, они готовятся войти в новый сезон. Готовиться будут все. Готовить все дуэты я буду одинаково, не буду разделять. Конечно, хотелось бы всех показать, но это невозможно. Надеюсь, что возьмут какие-то ещё пары, которые не в сборной, такое бывает.

Билибина/Кашаев в резерве юниорской сборной. У меня есть ещё три юниорские пары: Бердникова/Шипилов, Отмахова/Алексеев, Гончарова/Синцов. Тоже все будут готовиться.

Мы уже шьём костюмы, все программы практически готовы. Я люблю ставить до отпуска. Некоторые любят отдыхать, а потом с новыми силами ставить, но я считаю, что после отдыха спортсмены выходят никакие, раскачиваются пару недель, тренеры тоже. Поэтому я люблю накидать идеи и базовые вещи до отпуска.

IMG_5534.JPG

Вы прислушиваетесь к спортсменам, если они предлагают свои идеи для программ?

Прислушиваюсь, но делаю в итоге, то, что я считаю подходящим. Конечно, я всегда спрашиваю про музыку, про костюмы. Мы всё обсуждаем со спортсменами, им же это исполнять, им должно это нравиться, им должно быть это по душе. В то же время некоторые не понимают, что им подходит лучше, и мне приходится их убеждать, доказывать им, приводить примеры…

Наверное, маленькие особенно не понимают вначале?

Маленькие не понимают вообще, мы с маленькими особо не обсуждаем. Это я говорю про мастерские пары.

Как и когда происходит выбор костюмов к новым программам?

Сейчас в интернете есть очень много материалов. Я помню, как мы это всё шили, когда ничего такого не было. А сейчас и видео есть, и танцы все есть, и костюмы есть. Такой огромный выбор, из чего можно какие-то детали сложить. Конечно, мы это используем, смотрим на Pinterest. Мы следим за модой, следим за модой от-кутюр, следим, какие цвета в моде в этом году, следуем за трендами. Мы смотрим современные танцы, современный балет – какие костюмы у Нидерландского национального балета, классику смотрим – Эйфмана, естественно. Это просто восхищение, всегда люблю ходить, когда они в Москве.

IMG_5093.JPG

Отслеживаете ли вы реакцию болельщиков на программы?

Я не особо выхожу в социальные сети, чаты я вообще не читаю, только если мне присылают что-то. Но хочешь не хочешь, будешь отслеживать. Мне интересно, конечно, что болельщики думают о программах, даже критику я воспринимаю очень хорошо и прислушиваюсь. Не факт, что я буду менять что-то, я всё равно остаюсь при своём мнении, но на какие-то мысли меня это наводит, анализирую.

Как вам тема ритм-танца на будущий сезон?

Тема весёлая, но я думаю, что последние три сезона, когда всё в одном стиле, немножко уже перебор. Раньше хотелось уйти в современные танцы, а сейчас уже хочется вернуться в вальсы, в танго и в латину. Хотя латина сейчас тоже имеет место, потому что 90-е, там латина и Рики Мартин, многие берут вот эту тему. Мне всё нравится, но уже немножко хочется сменить стиль, потому что я чувствую, что все будут катать примерно то же самое.

Сложно было с музыкой определиться?

Да нет, музыка девяностых классная, тем более это музыка моей молодости, мы как раз её много слушали, когда были молодые, когда ещё не уехали в Америку. Музыка начала девяностых мне очень близка.

IMG_6128.JPG

Как спортсмены должны выступить на соревнованиях, чтобы тренерский штаб остался на сто процентов доволен прокатом? Такое вообще бывает?

Бывает, конечно, но на сто процентов – это сложно, всегда есть какие-то недочёты. Даже в самом хорошем прокате ты найдешь, что можно улучшить. Мне всегда очень радостно, когда спортсмены получают удовольствие и отдают максимум себя в прокате, потому что обычно на соревнованиях есть зажим, они или смогут его преодолеть, или не смогут. Бывают такие моменты, когда они не могут его преодолеть, выходят со льда, вроде не устали, а уже всё закончилось. Вот этого не хочется. Хочется, чтобы они смогли выложиться на сто процентов именно каждый для себя. Я это очень чувствую, стоя за бортом. А дорабатывать всегда надо, предела совершенству нет.

Каждый танцор на льду знает, как сделать скобу, твизл, моухок и так далее. Почему на соревнованиях это не всегда получается?

Во-первых, волнение очень сильно влияет на это, потому что на тренировках они могут закладывать рёбра, они не боятся, что упадут, споткнутся, поскользнутся и так далее. Они спокойны на тренировках, а на соревнованиях волнуются, придерживают себя немножко.

Во-вторых, судьи очень тщательно смотрят шаги. Каждый судит по-разному, вот в этом сложность. Кому-то этот шаг кажется сделанным, кому-то – нет. Даже если смотреть международные соревнования, на чемпионате мире буквально пару человек получили третий уровень, остальные – второй, и это лучшие пары мира, не считая русских.

Что больше стимулирует к работе – победа или поражение?

Конечно, победа. В поражении далеко не многие спортсмены могут найти мотивацию, в основном это происходит наоборот. А кто находит в этом мотивацию, тот на самом деле добивается высоких результатов, потому что без поражений не бывает спорта. В этом и различие между спортсменами, которые идут вперёд несмотря ни на что, потому что они любят и хотят, и спортсменами, которые при первой неудаче сразу опускают руки, обвиняют партнёра, тренера, Федерацию, судей и так далее. Спортсмен должен искать ошибки в себе.

IMG_6185.JPG

Какие самые главные требования вы предъявляете спортсменам изо дня в день?

Мне очень важна дисциплина, чтобы они не опаздывали, чтобы они были готовы работать, чтобы они слушали тренеров. Мы, естественно, обсуждаем, что им удобно, но они должны слушать то, что мы им говорим. Кто-то быстрее воспринимает, кто-то медленнее. Хотелось бы, конечно, чтобы они быстрее воспринимали и доверяли тренеру, потому что я имею большой опыт. Они пришли ко мне учиться, поэтому хочется, чтобы они не сопротивлялись, а принимали то, что я им говорю. От этого их результат и прогресс будет гораздо быстрее.

Какие слова вы находите, когда приходится заставлять спортсменов работать?

Никакими словами не заставишь, чтобы ты им ни говорил, как бы ни кричал. Но иногда приходится прикрикнуть, конечно. Они знают своё расписание, они знают, когда им надо быть готовыми, у них есть тайминг подготовки. Пропустишь ты эту тренировку, твои соперники поработают эту тренировку и улучшатся. Не скажу, что ругаюсь. Я просто не люблю, чтобы они ленились, пусть они бывают уставшие, у них бывают травмы, но я не люблю, чтобы они просто теряли время на тренировках. У них должен быть интерес и желание прогрессировать, желание сегодня быть лучше, чем вчера – этому я их и учу на своём опыте.

Чем вы мотивируете себя, приходя каждый день на работу?

Чем я мотивирую? Наверное, тем, что я очень сильно это люблю. У нас непрерывный график, я планирую то, что я хочу сделать. Я с утра встаю и уже хочу идти на работу. Мотивирую любовью к своему делу, желанием научить спортсменов двигаться вперёд, желанием что-то сделать для них, желанием видеть их счастливыми, видеть, что у них что-то получается.

IMG_5341.JPG
IMG_4449.JPG
IMG_4209.JPG
IMG_6463.JPG
IMG_4819.JPGIMG_6318.JPG
IMG_4929.JPG

Что есть такого в танцах на льду, чего нет в других видах фигурного катания?

В танцах есть программы, есть транзишены, они есть у всех, но в танцах просто всё важно. В танцах разные элементы, очень много всего надо придумать, надо придумывать новые поддержки для каждого. В спортивных парах всё равно есть какие-то базовые поддержки, которые они делают, в танцах же этого нет. Ещё есть эмоции, есть улыбки, возможность дарить зрителям настроение. А ещё есть страсти и интриги, когда начинают меняться партнёры.

За последние несколько сезонов танцы на льду приобрели необычайную популярность: болельщикам стало интересно разбираться в элементах, Первый канал выпустил гид по танцам на льду, танцы на льду закрывали соревновательный день на этапах Гран-при. С чем вы связываете растущий интерес?

Мне радостно, что юниоры, которые переходят в мастера, не заканчивают, а продолжают кататься в мастерах. Все соревнуются и все выступают – это круто. Такого вообще никогда не было, чтобы в танцах было столько пар. И юниорские пары, и мастерские пары все хорошие, рабочие, перспективные. Я не знаю, с чем это связано, тренеры как работали, так и работают. Просто спортсмены хотят в танцы, хотя это один из самых сложных видов. Посмотрим, кто что будет делать в новом сезоне. Конечно, хотелось бы интересных программ, новых элементов.

IMG_5677.JPG

В каком ключе, наш ваш взгляд, будут развиваться танцы на льду в перспективе?

В перспективе всё идет к тому, что танцы будут акробатические, трюковые, энергичные. В ритм-танце сейчас темпы сумасшедшие, там даже медленную часть не вставить, и очень много акробатики, трюков. В то же время не хочется и танец потерять, чтобы не было просто акробатики и парного катания. Конечно, хочется видеть отношения в паре, хочется пластичности тела, рук, амплитуды. Я очень много внимания уделяю скорости, потому что на скорости всё смотрится по-другому. Хотя я не скажу, что иностранцы катаются на огромной скорости, я думаю, что русская школа отличается больше вот этими скоростями и мощью. Поэтому будет интересно, когда выйдут русские, как они будут смотреться на одном льду с иностранными дуэтами.

Какие чувства вы испытываете, когда начинается новый сезон?

Радость! Мы к этому готовимся, мы для этого и тренируемся, для этого мы сюда и приходим каждый день. Я очень хочу показать свою работу, которая была проведена летом: новые постановки, новые элементы, новые костюмы. Я даже раньше хочу это показать, чтобы ещё сделать какие-то корректировки перед прокатами, потому что будет Первый канал показывать, потому что это выходит на обозрение и зрителей, и специалистов. Хочется выглядеть очень хорошо. Я просто люблю очень досконально всё продумывать. Наверное, от этого и программы хорошие получаются, потому что я в это очень сильно вкладываюсь.

IMG_7245.JPG

Какие цели ставите на сезон 2025/2026?

Попадание в сборную и в резерв сборной моих пар. Я очень хочу, чтобы все пары там были. Цель, чтобы какие-то пары были на пьедестале чемпионата России. Не буду пока по именам называть, кто лучше поработает, кто лучше скатает, тот и будет. Я не хочу никого выделять, я к каждой паре отношусь с душой, с любовью и полностью отдаю свои профессиональные качества.

Как дела у представляющих нашу Академию членов сборной России Елизаветы Пасечник и Дарио Чиризано? С каким настроем ребята готовятся к новому сезону?

Дела прекрасно. Вышли из отпуска, готовим новые программы, основная часть поставлена, музыка скомпонована. Процесс идёт по плану, слава Богу, травм нет. Лиза и Дарио тренируются в полном объёме. Их новый произвольный танец отличается абсолютно от того, что они катали в прошлом сезоне, и они в нём очень хороши.

IMG_5693.JPG

Автор: Вероника Андреева
Фото: Александр Виноградов
(Московская академия фигурного катания на коньках)

Контакты >
Контакты организации
г. Москва, ул. Заповедная дом 1;
Телефон: +7 (499) 790-30-77 Основной
+7 (499) 477-82-81 Организация
+7 (499) 186-17-01 Организация
+7 (499) 790-30-77 Телефон руководителя

Email: mmpa@mossport.ru
Контакты Москомспорта
Россия, Москва, ул. Лужники, д. 24, стр. 38
Телефон (круглосуточно): +7 (495) 777-77-77
Email: depsport@mos.ru
image
imageimage