Версия для людей с ограниченными возможностями
image
imageimage
Назад в Новости /

#ЗНАЙНАШИХ - Большое интервью - группа Александра Жулина

news
#ЗНАЙНАШИХ - Большое интервью - группа Александра Жулина
«Я всегда говорю, что незачем приходить и тратить пять-шесть часов на льду для того, чтобы занимать девятые-десятые места. Если уж думать о чём-то, то как минимум о тройке. Неважно, где, но стремиться к тому, чтобы становиться лучше»

В рамках рубрики #знайнаших мы пообщались с Александром Вячеславовичем Жулиным, заслуженным тренером России, призёром Олимпийских игр, чемпионом мира и Европы. Обсудили летнюю подготовку к сезону, раннюю постановку программ, перспективы развития танцев на льду, настрой Александры Степановой и Ивана Букина на новый сезон и многое другое.

IMG_1900.JPG

Кажется, что совсем недавно завершился предыдущий сезон, а уже пора готовиться к новому. Успели отдохнуть?

Да, успел отдохнуть. Съездили с семьёй в Турцию на двадцать дней. Готов к следующему сезону.

Какая часть сезона ваша любимая: сборы, постановка программ, активный соревновательный сезон?

У меня две любимые части. Первая – постановка программ, поскольку это такая творческая составляющая, а вторая – отработка программ. Когда занимаешься вычищением, видишь, как после твоих замечаний программа обрастает красивыми руками и эмоциями.

Где у вашей группы проходит летняя подготовка к сезону? На что делаете акцент в этот период?

Четыре сезона подряд мы ездили в Сочи. В этом году впервые поедем под Санкт-Петербург, потому что в Сочи всё-таки жарковато в это время, там 34−36 градусов бывает. Сбор нужен как раз для того, чтобы доставить всем программы и вкатать их. По сути, сбор – это плодотворная работа, направленная на подготовку к контрольным прокатам.

IMG_1173.JPG

Вы приступаете к постановке новых программ до отпуска или занимаетесь этим вопросом уже летом?

Обычно ставим до отпуска, но в этом году, поскольку у нас был план поехать в Китай на отбор к Олимпиаде, мы поставили программы очень рано – в конце марта. Так быстро и так рано мы ещё никогда не ставили. Это не значит, что качество стало хуже, просто раньше начали ставить.

Что думаете о теме ритм-танца на будущий сезон?

В этот раз музыка 90-ых и до 2000 года, там много интересной музыки. Я так понимаю, что вектор технического комитета направлен на то, чтобы было больше танцевальности, чтобы это был прям танец-танец, чтобы было зажигательно, весело и зрителям было интересно смотреть.

Как каждый следующий сезон находить новую музыку и новые образы для спортсменов, когда за свою тренерскую карьеру ты уже поставил огромное количество программ, в том числе и олимпийских шедевров?

Я сам не понимаю, откуда они рождаются. Что-то приносят сами спортсмены, что-то я иногда слышу в машине и для себя отмечаю, потом слушаем вместе со спортсменами, обсуждаем. Самое главное – найти красивую и хорошую музыку, чтобы она подходила спортсменам, а потом уже на это накладывается и идея. Всегда кажется, что ничего не найдешь, потому что, казалось бы, уже все музыки использованы, но как-то они всё время находятся.

IMG_2360.JPG

Важно ли, на ваш взгляд, ставить спортсменам программы в разных стилях, пробовать новое каждый сезон? Или лучше выбрать дуэту подходящий образ, придерживаться его из года в год и не рисковать?

Я сторонник пробовать ставить программы в разных стилях, чтобы определиться, какой стиль паре подходит, а под Олимпиаду уже брать тот стиль, который подходит дуэту лучше всего. Поскольку сейчас Олимпиад нет, есть больше возможностей экспериментировать. Я за то, чтобы пробовать разные стили. Но бывает, что начинаешь ставить программу и видишь, что спортсменам этот образ или музыка совсем не подходят, им тяжело справляться, тогда мы меняем музыку и идею.

Вы отслеживаете реакцию болельщиков на ваши программы?

К сожалению, в последнее время в Интернете я вижу очень много негатива. Я обратил внимание, что это сейчас касается всех сфер деятельности. Я стараюсь на это практически не реагировать, потому что среди отзывов есть, конечно, и хорошие. У нас очень сильный тренерский штаб, поэтому если нам самим нравится, то мы идём в этом направлении и никого не слушаем. Если мне пишут, что понравилась, допустим, программа какого-то дуэта в ритме танго, можно прислушаться и сделать в следующем году или через два года именно то, что просит зритель.

IMG_1847.JPG

В танцах на льду дуэтам важно иметь своё лицо. Как вы считаете, индивидуальностью надо родиться, или её можно сформировать?

Сформировать очень тяжело, должны быть некий дар и харизма. Если у человека это есть, то с этим очень легко работать и это огромное удовольствие. К сожалению, есть спортсмены, которым не дано, в таком случае индивидуальность всё равно надо развивать, потому что безликое катание никому неинтересно. Это неотъемлемая часть нашей работы. Всё-таки должны быть какие-то образы, должны быть отношения между мужчиной и женщиной.

Когда спрашиваешь одиночников: «Над чем вы сейчас работаете?» – они обычно перечисляют элементы ультра-си. А над чем работают танцоры?

Мы очень большое внимание уделяем элементам. Очень долгий период времени уходит на то, чтобы сделать интересные поддержки, придумать интересные вращения, интересные твизлы, то есть у нас фактически то же самое. В танцах на льду теперь очень много элементов включено в программу. Когда я катался, такого не было. Поэтому, прежде всего, нужно думать о том, чтобы элементы были отработаны на плюс четыре-плюс пять, чтобы, как говорится, от зубов отскакивало.

Чем вы мотивируете себя, приходя каждый день на работу?

Мне, честно говоря, просто нравится моя работа. Создание новых программ и их вычищение – клянусь, мне это доставляло удовольствие изначально, когда я начинал работать. Конечно же, жалко, что мы не выступаем сейчас на международной арене, потому что всегда это было такое подспорье: поехать на чемпионат Европы, мира, Олимпийские игры. Сейчас мы себе придумываем другие идеи, существуют различные соревнования в России. Раз уж мы попали в такие условия, значит, надо быть в этих реалиях, так же, как и все наши футболисты, хоккеисты и так далее. Мы работаем внутри нашей страны.

IMG_2960.JPG

Как распределяются обязанности в вашем тренерском коллективе? Кто за какой аспект отвечает?

Я старший тренер, с меня и спрос. Сергей Георгиевич Петухов, заслуженный артист России, заслуженный тренер России – это наш хореограф, с которым мы, как правило, ставим все программы. Поддержками занимается Дмитрий Ионов, замечательный специалист, заслуженный тренер России, семикратный чемпион мира по акробатическому рок-н-роллу. Пётр Дурнев, заслуженный тренер России, технический специалист международного союза конькобежцев, отвечает за техническую составляющую – это крюки, выкрюки и прочее, он следит, чтобы мы всё докручивали, достаивали. С юниорами работают Юлия Злобина и Алексей Ситников, мастера спорта, участники Олимпийских игр. Так что группа у нас большая, тренеров хватает, без внимания никто не остаётся.

IMG_3491.JPG
IMG_3898.JPG

Можете сформулировать основные принципы вашей работы? Что является принципиально важным, а чего вы никогда не допустите?

Для меня очень важно, чтобы пары на льду выглядели красиво и эстетично. Если я вижу, например, завёрнутые пятки, стараюсь сразу это искоренить. Когда я сам катался, эстетическая форма для меня была важна, этого же я пытаюсь требовать от своих спортсменов. Ещё один момент: я всегда говорю, что незачем приходить и тратить пять-шесть часов на льду для того, чтобы занимать девятые-десятые места. Если уж думать о чём-то, то как минимум о тройке. Неважно, где, но стремиться к тому, чтобы становиться лучше.

Сколько дуэтов сейчас тренируются в вашей группе? Сколько существует групп?

В юниорской группе и группе новисов катаются около двадцати пар. Я мало с ними работаю, но, когда есть время и тренеры меня просят, всегда подсказываю. В приоритете у меня на данный момент Александра Степанова и Иван Букин, Ирина Хавронина и Девид Нарижный, очень сильные пары, одни чемпионы России, вторые бронзовые призёры чемпионата России. Я получаю огромное удовольствие от работы с ними.

IMG_1459.JPG

Как вы можете охарактеризовать современных спортсменов, какие они?

Они немного отличаются от спортсменов нашего времени, но в то же время они хорошие работники. Раньше мы катались за олимпийку сборной СССР, а сейчас люди больше задумываются о том, чтобы нормально зарабатывать, потому что это важная составляющая. Но я не думаю, что если деньги поставить во главу угла, то это будут сразу сильные спортсмены. Прежде всего, человек должен любить фигурное катание, быть фанатиком, смотреть программы, изучать своих соперников, придумывать элементы в зале. Всё это у моих спортсменов есть, и поэтому я, по большому счёту, не вижу особой разницы. Наверное, спортсмены, которые являются чемпионами России или Европы, все примерно одинаковые. Они голодные до работы, голодные до тренерского внимания. На таком высоком уровне я не сталкивался со спортсменами, которые ленятся и не имеют мотивации.

В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего переходить в танцы на льду?

Нет такой панацеи, честно вам скажу. Я начал очень поздно, я пришёл в танцы в 17 лет. Кто-то начинает заниматься и в 6, и в 8, и тоже показывает блистательный результат, такие, как Вертью/Моир, например. Может и в 20 лет получиться, если спортсмен был сильным и артистичным одиночником, а потом по какой-то причине перешёл в танцы. Если брать общую тенденцию, это, наверное, 11−12 лет.

IMG_3907.JPG

По каким критериям вы создаёте новую пару?

Сейчас уже, честно говоря, не до критериев. Сейчас просто уже найти бы… Во-первых, надо, чтобы по антропометрии совпадали. Желательно, чтобы были симпатичные оба. Смотрим, конечно, на растяжку, на выворотность, на многие составляющие. Но не всегда возможно, чтобы все факторы совпали. Возможно, потому что в последнее время стало мало танцоров, которые бы соответствовали всем критериям. Мне кажется, в наше время было побольше выбора. Может быть, сейчас просто происходит небольшой отток, то ли от танцев, то ли от того, что у нас нет международных соревнований.

Как вы определяете, что дуэт скатался? Или процесс скатывания происходит на протяжении всей карьеры?

На протяжении всей карьеры сто процентов! Всегда у тренера найдётся, что сказать, всегда найдётся, что подсказать, потому что у тренера, к сожалению, такая профессия – видеть одни ошибки. Сейчас я работаю со Степановой и Букиным, это высочайшего уровня спортсмены. То же самое было с Синициной/Кацалаповым, Навкой/Костомаровым. Я могу назвать миллион ошибок даже у самой выдающейся пары. Это, прежде всего, нужно для того, чтобы расти. Важно исправлять ошибки. Это могут быть мелочи, а может быть что-то более серьёзное. Мне кажется, это в каждой профессии так.

Высококлассный танцевальный дуэт – он какой? Другими словами, каким набором умений и личностных качеств должен обладать высококлассный танцевальный дуэт?

У такого дуэта не должно быть недостатков: и в артистической, и в технической, и в антропометрической составляющих.

IMG_2902.JPG

Сколько нужно времени, чтобы воспитать пару, которая будет готова побеждать?

Сложный вопрос. Допустим, если ты взял пару в возрасте 12−13 лет и ведёшь их, они могут выстрелить и в 22, и в 30. Очень много зависит от того, сколько соперников, от того, как люди прогрессируют, не было ли травм. Это может быть очень быстрый процесс. Человек может закататься быстро, как, например, Ламин Ямаль, испанский футболист. Он уже сейчас в 17 лет играет на высочайшем уровне, может получить золотой мяч. А есть спортсмены, которые раскрываются к 33−34 годам.

Взаимоотношения в паре – это дело самих спортсменов или в том числе тренеров?

В том числе и тренеров однозначно. Тренер должен находить возможность сглаживать углы, не давать паре проводить большое количество времени в конфликте. Спортсмены могут выйти за территорию катка и там переругаться, но на льду должен быть профессионализм. Так в любом дуэтном виде спорта, ведь у каждого человека есть своё мнение. У меня, например, были Навка/Костомаров. Он сильная личность, она сильная личность. Конечно, в этом рождаются споры. Тут как раз роль тренера очень важна, это как роль педагога. Надо занять чью-то сторону, сказать, что мы делаем только так, или занять свою третью сторону и сказать, что мы будем делать вот так. Потому что я тренер, мне отвечать, мне виднее.

Какую роль играют родители в тренировочном процессе?

Самая главная роль родителей — не мешать тренеру и спортсмену в их взаимоотношениях. Чем меньше родители влезают, тем лучше результат. Если случается ситуация, что ты не справляешься со спортсменом, можно вовлечь родителя, с ним пообщаться, чтобы дома была проведена беседа. Мне кажется, это тоже нормально. Идеальные родители – это которые раз в неделю тебе звонят и говорят «спасибо большое, что Вы с моими работаете».

IMG_2112.JPG

Обычно спортсмены в интервью говорят, что приехали на соревнования не за медалью, а за чистыми прокатами. А тренеры?

На самом деле, одно подразумевает другое. Если ты прокатался чисто и удовлетворил тренера практически на сто процентов, то медаль, скорее всего, будет. Тренеры ждут от спортсменов, что все элементы будут исполнены чисто, но ещё существует такое понятие, как «плюс старт» и «минус старт» — это когда спортсмены вроде бы чисто откатались, но аккуратничали, катали без харизмы, в полноги. С таким прокатом ты не выиграешь, даже если он чистый. Найдётся кто-то, кто тебя обыграет, проявит больше спортивных качеств. Так в любом виде спорта. То есть тренер ещё желает и того, чтобы прокат был не хуже, а лучше, чем на тренировке, чтобы спортсмены добавляли на старте за счёт зрителей.

Как дуэт должен выступить на соревнованиях, чтобы тренерский штаб остался на сто процентов доволен прокатом?

Должен выступить так, чтобы занять первое место. Даже если будут шероховатости, мы всё равно будем довольны. Тренер доволен, когда прокат удался, когда все судьи подошли и сказали, что программа замечательная и когда на груди висит золотая медаль.
Тренер, как правило, говорит: «сегодня мы откатали хорошо, но я надеюсь, что на следующем турнире это будет сильнее в определённых моментах». Потому что для, условно, сентября, это хороший прокат, но для декабря это будет уже слабо. Всё время должен быть рост. Конечно, важно к самым основным стартам подвести спортсменов на пике.

Что есть такого в танцах на льду, чего нет в других видах фигурного катания?

Танцы на льду – один из самых красивых видов спорта. Я знаю, что танцы смотрят и художественные гимнастки, и синхронистки. Танцы на льду – это, прежде всего, взаимоотношения мужчины и женщины, это некая вычурность на льду, красота, эстетика. Я обожаю танцы на льду и скажу так: с точки зрения физических нагрузок танцы ничуть не легче, чем все остальные прикладные виды фигурного катания.

В каком ключе, наш ваш взгляд, будут развиваться танцы на льду в перспективе?

Очень трудный вопрос, потому что сейчас всё больше заточено на технику. На мой взгляд, раньше было больше пар со своей индивидуальностью. Сейчас таких пар я могу назвать пять-шесть. Очень многие стали кататься одинаково. Вроде красиво катаются, но не цепляют. Но я бы очень желал и хотел, чтобы танцы на льду развивались больше в плане артистизма.

IMG_2274.JPG

Какие чувства вы испытываете, когда начинается новый сезон?

Чувства такие, что надо поработать. В последнюю неделю отпуска я начинаю слушать музыку, придумывать шаги для программ – это говорит о том, что я уже отдохнул и пора работать. Ещё раз говорю, мне моя работа очень нравится, поэтому я всегда с радостью жду нового сезона.

Какие цели ставите на грядущий сезон 2025/2026?

Поскольку никаких международных стартов нет, наверное, выиграть всё в нашей стране. Желаю побед моим парам.

IMG_2741.JPG

Как дела у лидеров нашей сборной Александры Степановой и Ивана Букина? Готовятся ли они выйти в новый сезон?

Да, они на льду, работают, они в достаточно хорошем настроении. Они очень тяжело восприняли тот факт, что на Олимпиаде их точно не будет. Я представляю, какой это удар. Я в такой ситуации не бывал, а они уже второй раз. И главное, что им ничего не объясняют. Но я просто уважаю их за то, что они восприняли это очень мужественно. Пока они не снижают к себе требований, ходят на тренировки. Надеюсь, что они войдут в этот сезон, позабыв неприятную ситуацию с Олимпийскими играми, будут работать и радовать наших зрителей.

Автор: Вероника Андреева
Фото: Александр Виноградов
(Московская академия фигурного катания на коньках)

Контакты >
Контакты организации
г. Москва, ул. Заповедная дом 1;
Телефон: +7 (499) 790-30-77 Основной
+7 (499) 477-82-81 Организация
+7 (499) 186-17-01 Организация
+7 (499) 790-30-77 Телефон руководителя

Email: mmpa@mossport.ru
Контакты Москомспорта
Россия, Москва, ул. Лужники, д. 24, стр. 38
Телефон (круглосуточно): +7 (495) 777-77-77
Email: depsport@mos.ru
image
imageimage